При эксплуатации приточных установок с вентилятором могут возникать следующие проблемы.
1. Поломка электродвигателя. Она возможна из-за перегрузки по потребляемой мощности или выхода из строя подшипников вследствие повышенных вибраций. В этом случае необходимо разобрать вентилятор, заменить электродвигатель и желательно повторить динамическую балансировку ротора в сборе.
2. Деформировалось или разрушилось рабочее колесо. Это возможно при работе вблизи предела прочности колеса и частых пусках/остановах вентилятора. Бели в перекачиваемой среде имеется значительная запыленность, то колесо может быть разрушено из-за эрозии или вибраций от дисбаланса, вызванного отложением пыли. В таких случаях необходимо также разобрать вентилятор, заменить рабочее колесо, проверить состояние подшипников электродвигателя и желательно повторить динамическую балансировку ротора в сборе.
3. Вышли из строя подшипники узла вала (конструктивные исполнения 4,7). Поломка такого рода возможна при описанных в предыдущем пункте повышенных вибрациях рабочего колеса» а также:
• если рабочее колесо установлено с вертикальной осью и со временем появляется из-за описанных выше проблем существенная осевая составляющая вибраций;
• если рабочее колесо с загнутыми вперед лопатками работает в области режимов аэродинамических нестационарных процессов (в левой части аэродинамической характеристики).
Иногда это приводит к поломке самого вала и деформациям рабочего колеса. В таких случаях в зависимости от ситуации необходимо заменять подшипники или весь узел вала с колесом.
4. Ослабли или разрушились ремни (конструктивные исполнения 4,7). В этом случае необходимо останавливать вентилятор, заменять и натягивать ремни.
Возможны и иные причины выхода из строя вентиляторов, однако уже на стадии проектирования воздухоприточных установок должно быть предусмотрено резервирование основного вентилятора.
Существуют различные уровни резервирования (установки запасного)
Если допустимы некоторые непредвиденные перерывы в работе вентиляторного оборудования, то, как правило, используется наиболее дешевый и простой вариант—«резервный на складе», т. е. заменяются электродвигатель, электродвигатель с рабочим колесом или целиком запасной вентилятор.
Существует вариант «горячего» резервирования электродвигателя: вал вентилятора двустороннего всасывания имеет два шкива, которые соединены с электродвигателями ремнями, причем резервный электродвигатель вращается вхолостую. В этом случае происходит мгновенное переключение на резервный электродвигатель, но проблема резервирования вентилятора не решается.
Если же недопустимы перерывы в работе вентиляторного оборудования (например, системы вытяжной вентиляции подземных стоянок автомобилей, помещений категорий А, Б, В, охлаждение тиристорных подстанций и т. д.), то тогда необходимо полное резервирование вентилятора. Параллельно основному вентилятору устанавливается второй такой же вентилятор. Перед вентиляторами и после них устанавливаются воздушные клапаны. На входе в каждый вентилятор имеется пустая секция для выравнивания потока после входного клапана. В рабочем состоянии включен основной вентилятор и открыты клапаны перед и за ним. Резервный вентилятор выключен, и клапаны перед и за ним закрыты. В случае поломки основного вентилятора автоматически закрываются клапаны перед и за ним. При этом включается резервный вентилятор и открываются его клапаны. Основной вентилятор может быть осмотрен и в случае необходимости заменен. Закрытые клапаны с двух сторон изъятого для ремонта вентилятора предотвращают утечку воздуха из системы.