Все необходимые виды подготовки воздуха реализуются с помощью функциональных блоков, входящих в состав приточной установки. Каждый из блоков имеет собственное аэродинамическое сопротивление, и, кроме того, сама сеть воздуховодов обладает соответствующим сопротивлением.
Побудителем движения воздуха в вентиляционной системе, преодолевающим ее аэродинамическое сопротивление и обеспечивающим заданную производительность, является вентилятор. От выбора его технических характеристик, габаритов, уровня технического совершенства и соответствия поставленной задаче зависят габариты, компоновка, потребляемая мощность, шум и некоторые другие потребительские свойства всей приточной системы.
Разные фирмы, выпускающие приточные установки, используют в них вентиляторы различных типов. Одна из типичных компоновок вентиляторного блока приточной установки (которой придерживаются многие отечественные и зарубежные производители) включает в себя радиальный вентилятор со спиральным корпусом (часто двустороннего всасывания), установленный внутри прямоугольного ящика со звукоизолирующими стенками.
Существует другая, более перспективная, с нашей точки зрения, схема вентиляторного блока приточной установки, которая представляет собой канальный радиальный вентилятор в квадратном (прямоугольном) корпусе, в котором реализован принцип свободно вращающегося колеса. По такой схеме выпускаются вентиляторы для приточных установок целым рядом зарубежных и отечественных фирм.
Преимущества вентиляторных блоков
При использовании в приточных системах канальный радиальный вентилятор имеет следующие очевидные преимущества по сравнению с радиальным вентилятором со спиральным корпусом.
1. Уменьшенные габариты. Стандартный вентилятор со спиральным корпусом с учетом рамы имеет максимальный размер в плоскости спирали 1,6—2 диаметра колеса, поэтому высота Я блока с учетом рамы и теплоизолированных стенок корпуса может составлять порядка 2—2,5 диаметра колеса. Вентилятор помещен в прямоугольный ящик со звукоизолирующими стенками толщиной не менее 50 мм. Ширина вентилятора двустороннего обычно составляет 1,4—1,6 диаметра колеса, поэтому ширина В блока с учетом необходимого свободного пространства для всасывания и теплоизолированных стенок составляет примерно 2,4—2,6 диаметра колеса. Длина L вентиляторного блока с учетом привода — не менее 2,5 диаметра колеса. В отличие от него, прямоточный (канальный) вентилятор в квадратном корпусе той же производительности имеет размер проходного сечения 1,5—1,6 диаметра колеса с учетом толщины звукопоглощающих стенок корпуса.
2. Отсутствие необходимости установки диффузоров на выходе из вентилятора. Вентилятор в спиральном корпусе для приточной установки подбирается обычно по полному давлению. Полное давление представляет собой сумму статического и динамического давлений вентилятора. В тех случаях, когда скорость воздуха на выходе из вентилятора достаточно велика, устанавливают диффузор для снижения аэродинамических потерь в воздуховоде. Если же за вентилятором находится теплообменник, требуется установка диффузора большой длины либо (с целью сокращения габаритов) должны быть предусмотрены соответствующие устройства для выравнивания профиля скорости перед теплообменником. Иногда преобразовать динамическое давление вентилятора в статическое без существенных потерь не представляется возможным, динамическое давление считается потерянным и используется только статическое давление. В прямоточном вентиляторе средняя по сечению скорость потока на выходе из вентилятора обычно мала и полное давление примерно равно статическому. Поэтому к вентилятору можно присоединять воздуховод либо такого же сечения, либо даже несколько меньшего.
3. Расширение компоновочных решений. В силу причин, изложенных выше, теплообменник может устанавливаться только перед вентилятором со спиральным корпусом. При использовании в приточной системе прямоточного вентилятора, имеющего одинаковые проходные сечения на входе и выходе и низкие средние скорости по сечению, секция теплообменников может размещаться как перед вентилятором, так и после него (в зависимости от потребной компоновки приточной установки в конкретной задаче).
При использовании в установках вентилятора со спиральным корпусом на выходе вентилятора, как правило, поток имеет значительные скорости, поэтому нельзя устанавливать глушитель шума непосредственно после вентилятора. Необходимо предварительно уменьшить скорость потока с помощью плавно расширяющегося канала (диффузора). На выходе из канального вентилятора скорости воздуха, как правило, невелики, и глушитель шума можно устанавливать непосредственно после вентилятора, даже с поджатием сечения.
Выход потока из вентилятора в спиральном корпусе может осуществляться прямо, вдоль оси камеры или вверх (связано с ориентацией спирального корпуса). При использовании в приточной системе вентилятора со свободным колесом выход потока может осуществляться в любом направлении, а также в нескольких направлениях одновременно.
4. Улучшение регулировочных характеристик. При использовании в приточной системе вентилятора со спиральным корпусом обеспечение заданного режима системы по производительности и давлению производится за счет выбора типоразмера вентилятора и частоты вращения рабочего колеса, т. е. определяется частотой вращения двигателя и передаточным числом шкивов (особенности регулирования изменением частоты вращения описаны в гл. 4). Если в приточной системе применяется вентилятор со свободным колесом (рабочее колесо установлено непосредственно на валу электродвигателя), получение заданного режима производится за счет выбора соответствующего типоразмера вентилятора и геометрии рабочего колеса, что обеспечивает большую гибкость задания режима работы вентилятора.
5. Устойчивая работа. При использовании в установках вентилятора со спиральным корпусом двустороннего всасывания с одной стороны на входе в рабочее колесо размещается конец вала со шкивом и ремнями. Шкив существенно загромождает проходное сечение вентилятора, и, кроме того, он крутится по вращению рабочего колеса. Таким образом, на этом входе колеса возникает подкрутка потока по вращению. Отмеченные два эффекта (загромождение входа и подкрутка) ухудшают аэродинамическую характеристику этой стороны вентилятора и, соответственно, вентилятора в целом, в связи с чем возможны признаки неустойчивого течения в вентиляторе (колебания расхода), особенно в случае рабочих колес с загнутыми вперед лопатками. Указанные проблемы становятся очевидны, если понять, что вентилятор двустороннего всасывания является частным случаем параллельного соединения двух одинаковых по схеме вентиляторов, но работающих на разных режимах. В отличие от них, режим работы канального вентилятора определяется только правильным подбором для данной сети.
6. Жесткость конструкции. В некоторых вентиляторных (и других) блоках каркасно-панельная конструкция опирается на пластиковые угловые трехгранные элементы. Такие уголки не могут обеспечить жесткость и надежность конструкции при наличии вибраций вентилятора (а они присутствуют всегда). Кроме того, нет информации о свойствах таких пластиковых соединений при низких отрицательных температурах перекачиваемого первыми секциями установки наружного воздуха. Известно только, что некоторые производители отказались применять во входных клапанах при низких температурах пластиковые передающие шестерни.
7. «Плоские» установки. Используя возможности работы радиального колеса с загнутыми назад лопатками в ограниченном пространстве, на базе канальных вентиляторов можно строить самые «плоские» приточные установки.
По этим и, возможно, некоторым другим причинам специалисты ряда фирм пришли к выводу о целесообразности применения в приточных системах схем вентиляторов со свободным рабочим колесом (или канальных вентиляторов) в квадратном (прямоугольном) корпусе.
Несмотря на приведенный выше анализ, нельзя считать, что схема вентилятора со свободным рабочим колесом должна применяться в приточных установках всегда, заменяя вентилятор со спиральным корпусом. Это было бы неправильно. В каждом случае надо руководствоваться конкретными условиями и требованиями и выбирать оптимальную компоновку вентилятора. Например, с колесом №3,15, можно получить статическое сопротивление до 1000-1200 Па при частоте вращения рабочего колеса примерно 2900 об/мин. Если же требуется большее давление, например в технологических специальных установках, то должны быть использованы вентиляторные блоки, в которых установлены односторонние или двусторонние вентиляторы со спиральным корпусом и рабочим колесом с загнутыми вперед лопатками. Такие вентиляторы имеют более высокие коэффициенты давления (?< 3). Следует только помнить, что в полном давлении вентилятора значительную долю может составлять динамическое давление, оценивать его, при необходимости принимать соответствующие меры. Такие вентиляторные блоки могут использоваться также в малогабаритных приточных установках, если необходимо обеспечить более высокие давления, чем в схемах со свободным колесом.