Входной клапан (клапан на воздухозаборе). Входной клапан работает довольно редко — когда включается и выключается установка. Однако он может испытывать довольно большие нагрузки в момент открывания из-за перепада давления на нем.
Поэтому необходимо периодически проверять состояние створок, плотность прилегания их друг к другу, а также работоспособность электропривода клапана и затяжку его соединения с осью механизма створок.
Воздушный фильтр. Воздушный фильтр может быть оснащен датчиком перепада давления. В этом случае сигнал правильно настроенного датчика покажет загрязнение фильтра. Если же датчик перепада давления не используется» то после ввода установки в эксплуатацию необходимо в течение некоторого времени периодически контролировать состояние фильтра для выяснения примерного времени его загрязнения в конкретных условиях внешней среды» Это позволит определить периодичность замены фильтра.
Теплообменник. В случае применения водяных теплообменников следует периодически контролировать степень засорения водяного фильтра на напорной магистрали и степень загрязнения оребренной поверхности теплообменника. Засорение водяного фильтра может привести к увеличению гидравлического сопротивления и, соответственно, уменьшению расхода горячей воды, а также возможности замораживания теплообменника. Загрязнение же оребренной поверхности вызовет увеличение аэродинамического сопротивления системы (соответственно, снижение расхода воздуха) и уменьшение коэффициента теплопередачи. В случае применения электрических теплообменников загрязнение их поверхности может привести к уменьшению скорости воздуха, обдувающего их, и к возможности перегрева ТЭНов, вплоть до выхода их из строя. Возможно также возгорание налипшего на ТЭНы материала. Если ею испаритель-охладитель, то загрязнение оребрения снизит расход воздуха и ухудшит охлаждение.
Вентилятор. Если в установке используется вентилятор со свободным колесом (канальный вентилятор), то необходимо периодически проверять состояние подшипников электродвигателя (чтобы вал свободно проворачивался и не было посторонних шумов при работе электродвигателя). Если появляются посторонние шумы, то следует отремонтировать его или заменить на новый. У электродвигателя нужно периодически проверять нагрев поверхности, сопротивление электроизоляиии и токи потребления.
Необходимо также следить за внешним видом рабочего колеса, чтобы в нем не накапливались отложения пыли, которые могли бы привести к дисбалансу и вибрациям рабочего колеса. Если на лопатках и дисках накопилось много отложений, колесо следует снять и промыть или же очистить иным способом (в соответствии с видом отложений). Если вентилятор перекачивает среду с повышенной влажностью, то у рабочего колеса во влажной среде коррозия может со временем повлиять на прочность и балансировку колеса.
Если в установке используется вентилятор со спиральным корпусом шкиво-ременной передачей, то, кроме указанного выше, необходимо так же проверять состояние ремней и их натяжение. Если требуется, то нужно заменить или подтянуть ремни. Кроме того, следует проверять также состояние подшипникового узла: состояние вала рабочего колеса (на износ или изгиб) и состояние и шум подшипников. Проскальзывание ремней приводит к заметным потерям мощности на трение и ускоряет износ ремней. Чем больше износ ремней тем больше проскальзывание и потери. Кроме того, у работающей установки не должны сильно колебаться, если это происходит, необходимо проверить правильность сборки и натяжение ремней. При обнаружении износа все ремни меняют одновременно, чтобы избежать неравномерностей натяжения у новых и старых ремней. Если в приводе несколько ремней, то в результате колебаний они создают, по сути, случайную вибрационную нагрузку на подшипники двигателя и подшипникового узла. Это означает, что такая система обязательно найдет собственную частоту (одну или несколько) и может иметь на ней повышенные вибрации. Поэтому конструкцию такого вентилятора желательно проверять на собственные частоты колебаний.
У вентиляторов, имеющих рабочие колеса с загнутыми назад лопатками, необходимо периодически контролировать величину зазора между входным коллектором и передним диском рабочего колеса, а также осевую симметрию зазора и его соответствие паспорту вентилятора (если требуется, подрегулировать, поскольку от этого существенно зависят рабочие характеристики вентилятора с загнутыми назад лопатками рабочего колеса).
У рабочих колес со скоростями вращения, близкими к предельным по прочности колеса, нужно периодически контролировать вибрации вентилятора или геометрию рабочего колеса на предмет его деформаций.
При использовании специальных блоков обработки воздуха следует внимательно читать инструкции по эксплуатации и выполнять их предписания. Например, в секции увлажнения необходимо постоянно контролировать отложение солей в форсунках (если это камера орошения) или в пористом материале (для влажного слоя). Кроме того, нужно периодически промывать поддон с целью уничтожения бактериальной среды.
Глушитель шума. Если в канале глушителя скорости воздуха достаточно велики, следует периодически проверять износ поверхностей звукопоглощающего материала.