Сервисные службы должны обеспечивать бесперебойную работу оборудования в гарантийный и послегарантийный периоды. Для правильного описания функций сервисной службы необходимо выделить четыре профессиональных назначения компаний, имеющих эти службы.1) Сервисные службы заводов-производителей.
2) Сервисные службы фирм-поставщиков оборудования СВ и СКВ.
3) Сервисные службы монтажных организаций.
4) Сервисно-эксплуатационные службы крупных потребителей систем СВ и СКВ (заводов, эксплуатирующих организаций строительных компаний, бизнес центров и отелей).
Основные функции сервисных служб заводов-изготовителей состоят из следующих видов работ: технической диагностики, доработки оборудования, организации обучения специалистов сервиса и других видов работ.
Диагностика на неисправности и доработки новинок оборудования, выпускаемого в продажу (техническая диагностика) — установление дефектов в машинах, устройствах, их элементах и т. д., а также разработка методов и средств обнаружения дефектов.
Диагностика осуществляется внешним осмотром и с помощью диагностической аппаратуры. По результатам технического осмотра составляется акт дефектации оборудования. Службы сервиса СВ и СКВ заводов-изготовителей осуществляют, прежде всего, диагностику возникающих в процессе эксплуатации неисправностей и разрабатывают меры по устранению неисправностей.
В задачу сервисных подразделений заводов-изготовителей входит также изучение и обобщение недостатков нового оборудования, выпускаемого в продажу фирмой-изготовителем, для его доработки. Кроме того, в обязанности сервиса включают:
• проверку достоверности предъявляемых гарантийных обязательств;
• организацию обучения специалистов сервисных служб фирм-поставщиков;
• прогнозирование и организацию производства необходимых оригинальных (производимых на заводе-изготовителе) запасных частей и аксессуаров на склад завода.
Основные функции сервисных служб фирм-поставщиков оборудования СВ и СКВ состоят из следующих видов работ:
• обеспечение гарантийных обязательств;
• организацию обучения специалистов сервисных служб монтажных организаций;
• выполнение работ по послегарантийному обслуживанию и т. д.;
• обеспечение гарантийных обязательств по поставляемому оборудованию;
• выполнение работ по сервисному (послегарантийному) обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования;
• организация обучения специалистов сервисных служб монтажных организаций;
• прогнозирование, заказ и своевременная поставка необходимых оригинальных (производимых на заводе-изготовителе) запасных частей и аксессуаров на склад поставщика.
Основные функции сервисных служб монтажных организаций состоят из следующих видов работ:
• обеспечение гарантийных обязательств по поставляемому оборудованию;
• выполнение работ по сервисному (послегарантийному) обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
• выполнение работ по эксплуатации и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Основные функции сервисно-эксплуатационных служб крупных потребителей систем СВ и СКВ состоят из следующих видов работ:
• выполнение работ по эксплуатации и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
• выполнение работ по сервисному (послегарантийному) обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Для любой компании-производителя очень важно, чтобы его продукция работала без сбоев весь период эксплуатации, и уж, во всяком случае, не выходила из строя в гарантийный период. Но оборудование вообще и оборудование СВ и СКВ в частности, иногда выходит из строя.
Обычно сервисные службы привлекаются для работы эксплуатирующими организациями в двух случаях — при неисправности в работе оборудования и для проведения текущего ремонта.
При неисправности в работе одним из основных моментов является правильное диагностирование неисправности: диагностирование должно не только точно определить вышедшую из строя деталь, но и определить причину, по которой это произошло.
Пример: на одном заводе заменили холодильную машину (чиллер) и улучшили трассировку системы холодоснабжения. В гарантийный период (через 3 мес. после начала эксплуатации) сгорел электродвигатель компрессора. Сразу же встал вопрос — почему, и гарантийный это случай или нет. Самой важной задачей в данном случае являлось выявление и устранение причины, вызвавшей неисправность. Причин могло быть три:
• заводской брак;
• неправильная эксплуатация;
• ошибки при проектировании или монтаже оборудования.
Проведенное расследование показало, что эксплуатация проходила в рамках инструкций, и перепадов в электроснабжении не было. Оборудования при пусконаладочных работах и в начале эксплуатации выдавало необходимые параметры. После выяснения этого специалистам сервисной службы пришлось проверить проект. В проекте была обнаружена ошибка, приведшая к выходу из строя оборудования — объем системы был значительно меньше требуемого по инструкции завода-изготовителя Приведя объем системы в соответствие с инструкцией и отремонтировав оборудование, в последующем проблем с эксплуатацией данной системы не возникало.
Следующим этапом в восстановлении неисправного оборудования является подбор оригинальной или аналогичной запасной части. Оборудование систем вентиляции и кондиционирования выходит из строя обычно в самые жаркие месяцы и поставка запасных частей для ремонта должна проходить как можно быстрее. Здесь большую роль играют склады оригинальных (производимых на заводе-изготовителе) запчастей фирм-поставщиков и фирм-производителей оборудования, а также опыт и находчивость сотрудников службы сервиса.
Пример: в офисе крупной компании вышла из строя приточная установка системы кондиционирования воздуха. Диагностика показала, неисправен подшипник и сгорела обмотка электродвигателя приточного вентилятора. Срок поставки фирменного электродвигателя около 4-х нед., этот срок в условиях жаркого лета неприемлем. Было принято решение заменить подшипник на аналогичный, имеющийся в наличии на рынке, а обмотки электродвигателя перемотать. И через три дня система работала как новая.