Одними из основных характеристик асинхронного электродвигателя являются номинальная установочная мощность NH, номинальный ток IН и номинальная частота вращения nН. Номинальная мощность NH пропорциональна номинальной частоте вращения nН и номинальному вращающему моменту МН:
NH ~ nН*МН
Если электродвигатель в обычном исполнении недогружен (потребляемая мощность меньше установочной), то он выходит на большую, чем номинальная, частоту вращения (частота приближается к синхронной). Если нагрузка больше номинальной, то частота вращения немного уменьшается относительно номинальной, однако допустима перегрузка по токам потребления только до 10%.
При больших перегрузках возможен достаточно быстрый перегрев двигателя и выход из строя. Поэтому у радиальных вентиляторов с загнутыми вперед лопатками (у которых потребляемая мощность резко увеличивается с ростом производительности вентилятора) необходимо очень внимательно контролировать нагрузку при первом пуске в сети, чтобы исключить выход двигателя из строя. Если же используется электродвигатель с повышенным скольжением, то допустимы довольно большие перегрузки, поэтому электродвигатель может значительно уменьшить обороты. При этом следует контролировать температуру обмоток для зашиты их от перегрева. Так, например, асинхронные двигатели с внешним ротором, которые применяются в канальных вентиляторах, уменьшают частоту вращения при увеличении производительности с 2700 до 1900 об/мин.
Важной характеристикой электродвигателя являются также пускающие нагрузки. Если в качестве нагрузки двигателя рассматривать колесо вентилятора, то необходимо иметь в виду две составляющие — аэродинамическую нагрузку и нагрузку от момента инерции ротора (рабочее колесо со всей подвивши механикой — ротор узла вала, шкивы, ротор электродвигателя и т.д.). Мощность электродвигателе примерно пропорциональна частоте вращения (момент двигателя при пуске даже больше номинального). Потребляемая вентилятором аэродинамическая мощность NАД, пропорциональна кубу частоты вращения (момент аэродинамических сил пропорционален квадрату частоты вращения):
NАД ~ n3
Таким образом, при запуске вентилятора аэродинамические силы практически не нагружают двигатель. Вторая составляющая нагрузки на двигатель при пуске связана с наличием момента инерции ротора JРОТ. Для асинхронных электродвигателей обычного исполнения момент инерции нагрузки не должен превышать характерного расчетного момента инерции JР, кг*м2, который может быть определен по формуле:
JР = 0,04*NН*k2
NH — номинальная мощность двигателя, кВт; k — число пар полюсов двигателя.
Для вентилятора, как правило, момент инерции ротора определяется моментом инерции рабочего колеса. Моменты инерции рабочих колес иногда приводятся в каталогах фирм, производящих вентиляторы.
Электродвигатели, как и вентиляторы, являются источниками шума и вибраций. Уровни излучаемой звуковой мощности обычно указываются в паспортах или в каталогах. Как правило, шум электродвигателя незначителен и на рабочем режиме намного ниже, чем аэродинамический шум самого вентилятора. Если же слышен шум электродвигателя, то необходимо разбираться с проблемами, возникшими с электродвигателем. Увеличенные вибрации электродвигателей, по крайней мере отечественного производства, встречаются довольно часто. Обычно они связаны с применением низкокачественных подшипников, реже — с недостаточной балансировкой ротора двигателя. По уровню вибраций двигатели подразделяются на двигатели нормальной точности (N), повышенной точности (R), высокой точности (S).