Вход воздуха в приточную установку осуществляется через входной воздушный клапан (клапан на воздухозаборе). При неработающей установке клапан должен быть закрыт, чтобы предотвращать проникновение наружного воздуха внутрь помещения через установку или утечку теплого воздуха из помещения.
Для этого на соседние створки по полосе соприкосновения и перекрытия в закрытом состоянии наклеивается уплотнительный материал типа профильной резины для оконных уплотнений или аналогичный. В зимнее время клапан должен также препятствовать проникновению холода внутрь установки. Для этого створки клапана делаются коробчатой конструкции: внутри либо создается воздушная прослойка, либо кладется слой утеплителя. Кроме того, для защиты от примерзания соседних створок друг к другу при возможном образовании льда на внутренней поверхности клапана в местах стыка створок (закрытого клапана) могут устанавливаться гладкие трубчатые электронагреватели (ТЭНы), которые включаются за некоторое время до открывания клапана и прогревают стыки створок. Это позволяет открывать клапан даже при образовании наледи на стыках.
Створки клапана поворачиваются вокруг своих осей с помощью электропривода, устанавливаемого на боковой поверхности клапана. Привод соединяется со створками рычажной системой, обеспечивающей одновременный поворот всех створок в одну сторону на 90е (из закрытого положения в открытое и наоборот). Есть еще один вариант конструктивного исполнения клапана. В нем створки сделаны таким образом, что на одном из краев каждая створка жестко соединяется с шестеренкой. Как правило, используются литые алюминиевые полые внутри створки и пластмассовые шестеренки. Когда все створки устанавливаются в клапан, шестеренки приходят в последовательное зацепление. Вращение от привода передается створкам через шестеренки последовательно, поэтому створки поворачиваются последовательно в противоположные стороны. Как правило, за входным клапаном устанавливается фильтровальная секция, которая является некоторым аэродинамическим сопротивлением и поэтому сглаживает возможные пространственные и временные неоднородности течения воздуха, например, после входного клапана. Поэтому не имеет принципиального значения, открываются створки в одну сторону иди навстречу друг другу.
Приводы клапана имеют крутящий момент на валу в диапазоне примерно 4—20 Нм, время открывания порядка 15—90 с и используются в зависимости от размеров клапана, створок, возможных перепадов давления на закрытом клапане и специальных условий применения.
При соответствующих сигналах управления привод может останавливаться и в других положениях. Он может укомплектовываться концевыми выключателями, которые определяют диапазон его поворота и могут выдавать соответствующие информационные сигналы системе управления клапаном. Существуют исполнения приводов с возвратной пружиной, которая предназначена для приведения створок клапана в закрытом положение в случае аварийного отключения электропитания. Это позволяет защитить теплообменники от замерзания воды в случае некоторых аварийных ситуаций. Следует отметить, что некоторыми фирмами выпускаются взрывозащищенные приводы входного клапана, а также существуют специальные низкотемпературные исполнения. Правда, последние два варианта отличаются довольно высокой стоимостью.
Кроме электропривода створок, клапаны одного и того же конструктивного исполнения, как правило, могут комплектоваться ручным приводом поворота створок в виде рычага с возможностью его фиксации в требуемом положении.
При запуске приточной установки входной воздушный клапан еще закрыт, а вентилятор уже включился, поэтому вентилятор работает в режиме заглушки и все его статическое давление на этом режиме воздействует на створки клапана. Это давление прижимает створки друг к другу и препятствует их повороту на открывание. Возникающий момент сопротивления повороту на створке необходимо учитывать при выборе привода клапана. Кроме того, под воздействием этого перепада давления возникают изгибающие усилия в конструкции створки, которые также необходимо учитывать при задании жесткости конструкции створки, поскольку, изогнувшись, створка может вообще не повернуться. Особенно эти проблемы усугубляются в момент страгивания створки с места, когда образуются малые щели между соседними створками и они уже не работают совместно под воздействием давления (каждая створка не опирается на соседнюю, а работает самостоятельно).
В полностью открытом состоянии клапана створки располагаются параллельно направлению потока воздуха и имеют малое аэродинамическое сопротивление. Если использовать приведенные экспериментальные данные для решетки пластин конечной толщины под нулевым углом атаки в канале, то для типичных соотношений ширины, толщины и форм створок можно ожидать, что коэффициент местного гидравлического сопротивления ? будет не более 0,5—1 (с запасом). При соотношении толщины и ширины створки примерно 0,12—0,14 потери давления на клапане могут быть около 0,5 р V2/ 2, где р — плотность перемещаемого воздуха; V — средняя фронтальная скорость воздуха на клапане. Отсюда можно видеть, что при скорости воздуха на клапане, например, 5 м/с потери давления не превысят 10 Па (в широком диапазоне температур воздуха). При закрывании клапана потери давления довольно быстро (по степенному закону) увеличиваются. Используя сопротивление клапана, можно управлять производительностью и, в частности, выводить приточную установку на заданную производительность (при наличии некоторого запаса производительности) с помощью ограничителя открывания клапана.