Назначение входного устройства заключается в том, чтобы при минимальных потерях обеспечить равномерный профиль скорости на входе в вентилятор и исключить подкрутку потока.
Входные устройства отличаются большим разнообразием, их конфигурация зависит от расположения вентилятора в сети, формы и размеров входного воздуховода, наличия технологических устройств на входе и т.д. Необходимо также иметь в виду, что из-за отсутствия осевой симметрии в радиальных вентиляторах со спиральным корпусом на их аэродинамические характеристики, кроме геометрических размеров, влияет также взаимное расположение входного устройства и выходного сечения вентилятора. Для понимания материала, приведенного далее, напоминаем, что, подкрутка потока на входе в вентилятор приводит к изменению коэффициента теоретического давления вентилятора ?Т. О наличии подкрутки потока на входе в вентилятор, создаваемой входным устройством, свидетельствует изменение кривой мощности (или коэффициента мощности ?), т. к.
? = ?Т* ?
Если сеть расположена на нагнетании, то радиальный вентилятор может не иметь входного устройства, а осевой вентилятор (с цилиндрическим корпусом) должен обязательно иметь входной коллектор. Если перед входом в вентилятор имеется поворот потока, например колено, то его желательно выполнить плавным.
Допустим установка простого колена привела к резкому ухудшению аэродинамических характеристик: так, максимальный полный КПД уменьшился на 12,5% (с составным коленом только на 3,5%). На режимах максимальной производительности снижение КПД более существенно. Такое резкое ухудшение характеристик вентилятора с простым коленом объясняется следующим.
Потери в колене (коэффициент потерь которого ?КОЛ = 1,2) пропорциональны квадрату скорости потока и увеличиваются с ростом производительности вентилятора. Кроме потерь в самом колене ухудшаются аэродинамические характеристики вентилятора из-за неравномерного профиля скорости на входе в вентилятор. В вентиляторах с назад загнутыми лопатками ухудшение характер не столь значительное, т. к. вентиляторы этого типа имеют конфузорный входной коллектор, в котором происходит некоторое выравнивание профиля скорости.
В ряде случаев для поворота потока на входе в вентилятор эффективнее пользовать входил то коробку. Как уже было сказано, входная коробка при минимальных габаритах должна иметь минимальные потери и не должна привести к подкрутке на входе в вентилятор.
Оптимальное значение i входных патрубков радиальных вентиляторов составляет 2—3, а m/n = 2—3 (отношение ширины коробки к осевой протяженности), К уменьшению входных потерь входа также приводит скос внешней стенки (противоположной входу в вентилятор). Оптимальной с точки зрения внутренних потерь и технологичной в изготовлении является входная коробка. У коробки торцевая стенка (противоположная входному сечению) должна быть расположена непосредственно вблизи входного патрубка вентилятора, а угол охвата а должен составлять порядка 700. Интересно отметить, что на аэродинамические характеристики влияют не только геометрически размеры коробки, но и величина угла расположения входного сечения коробки в относительно выходного патрубка вентилятора.
Оптимальным для всех радиальных вентиляторов считается расположение входного сечения коробки в сторону противоположную выходному сечению корпуса (? = 0 или ? = 900).
Осевые вентиляторы более чувствительны к условиям входа потока, чем радиальные.
Как уже было сказано, входное устройство, имея минимальные потери, должно обеспечивать равномерный профиль скорости на входе в вентилятор.