В зарубежной практике широко распространена вентиляция автомобильных тоннелей с использованием специальных струйных вентиляторов (зарубежное наименование вентиляторов — jet fans). Основное назначение струйной вентиляции — это обеспечение необходимого качества воздуха в тоннеле и удаление продуктов горения в случае пожара.
Существуют две основные схемы вентиляции тоннелей: непосредственно струйными вентиляторами и комбинированная схема (см. рисунок).
Побудителями движения воздуха в первом случае являются струйные вентиляторы, установленные на некотором расстоянии друг за другом под сводом тоннеля (рис. а) или (при ограничении в габаритах) в специально спрофилированных нишах. Необходимость размещения вентиляторов под сводом тоннеля обусловлена стремлением избежать попадания посторонних предметов в проточную часть вентиляторов и ослабить воздействие волн сжатия/разрежения от проезжающих автомобилей.
Схемы струйной (импульсной) вентиляции автомобильных тоннелей
а – схема со струйными вентиляторами
б – комбинированная схема
1 – струйный вентилятор
2 – нагнетающие / отсасывающие вентиляторы
При струйной вентиляции тоннелей воздух движется вдоль тоннеля без воздуховодов, воздуховодом является сам тоннель. Число и размер вентиляторов зависят от аэродинамического сопротивления тоннеля, взаимного расположения вентиляторов и т. д. При однонаправленной схеме организации потока концентрация вредных веществ увеличивается пропорционально расстоянию от входа тоннеля, что приводит к ограничению использования этой схемы вентиляции. На рисунке показаны струйные вентиляторы AXIJET (фирмы Flakt Woods) в автомобильном тоннеле на Тайване.
Комбинированная схема включает в себя струйные и нагнетающие/отсасывающие вентиляторы (осевые или радиальные), которые соединены вертикальными стволами с атмосферой. При такой схеме вентиляции возможно проветривание тоннелей любой длины. Рассматриваются также замкнутые системы, в которых на некотором расстоянии по длине тоннеля установлено соответствующее оборудование для очистки воздуха от загрязнений, причем очищенный воздух подается обратно в тоннель.
Струйная вентиляция тоннелей имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с другими системами вентиляции:
• относительно малая стоимость оборудования и его монтажа, малые эксплуатационные затраты;
• быстрый монтаж и возможность изменения конфигурации системы вентиляции;
• высокая надежность оборудования;
• отсутствие воздуховодов, дополнительных помещений для установки вентиляторов и т. д.
Здравствуйте, сейчас пишу дипломный проект по теме «Реконструкция электроснабжения Рокского тоннеля» нуждаюсь в СНиПе или ГОСТе на установку комбинированной струйной вентиляции в тоннеле, не подскажите каким воспользоватся? Спасибо!