Рассмотрим расчет системы вентиляции супермаркета. Схема супермаркета изображена на рисунке. Торговый зал площадью более 17000 м с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.
Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиации, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.
Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3—6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.
Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей параметры: tГ = 95 °С, tО = 70 °С.
Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице.
Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.
Тепло- и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин, как среди покупателей, так и среди работающего персонала принимается в размере 60 % от общего числа.
Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:
— 6м для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
— 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.
В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:
— одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;
— одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.
Норматив подачи свежего воздуха: 20 м /ч на покупателя и 60 м /ч на работника магазина. Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:
tВ = 25 °С; ?В < 60%. Это параметры кондиционирования 2-го класса.
Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.
Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:
LН = 3000*20+200*60 =72000м3/ч.
Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6—8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24×24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздуховодом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значительно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м /ч каждый.
Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. 15 шахт размером 1000×1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.
Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tB = 16 °С, наружной tH = — 26 С и удельной тепловой характеристике qУД = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами.
Тепловая мощность каждого из них должна быть: 726/30 = 24 кВт.
Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, т.е. забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз.
Температура перегрева воздуха составит:
tН = tВ + ((Q*3,6)/(c*GП)) = 16 + ((24000*3,6)/(1,005*2400*1,2)) = 46 0С
Это несколько выше допустимой в 45 С, следовательно, к системам воздушного топления следует подключить еще несколько агрегатов.
Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):
от покупателей при tB = 25 °С Следовательно: 3000*65 = 195000 Вт
от обслуживающего персонала при tB = 25 °С Следовательно: 200*70 =14000 Вт
от освещения при освещенности 400 лк; qУД = 30 Вт/м2 Следовательно: 518000 Вт
от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п) 63000 Вт
Итого: 790000 Вт
Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит:
790000/70= 11300 Вт
При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:
?t = ((QХ*3,6)/(с+GП)) = ((11300*3,6)/(1,005*2880)) = 14 0С
и с температурой притока:
tП = tВ — ?t = 25 -14 = 11 °С спускается вниз с высоты 6—8 метров.
Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.
В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей.
Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях магазинов
№ |
Помещение |
Расч. t воздуха для холодного периода, 0С |
Кратность воздухообмена или кол-во воздуха удаляемого из помещения |
|
приток |
вытяжка |
|||
1 |
Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее: |
|
|
|
— продовольственных |
16 |
— |
1 |
|
— непродовольственных |
16 |
— |
1 |
|
2 |
Торговые залы магазинов площадью более 400 м2 |
|
|
|
— продовольственных |
16 |
По расчету |
|
|
— непродовольственных |
16 |
По расчету |
|
|
3 |
Разрубочная |
10 |
3 |
4 |
4 |
Разгрузочные помещения |
10 |
По расчету |
|
5 |
Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные |
16 |
2 |
1 |
6 |
Кладовые (неохлаждаемые) |
|
|
|
— хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов |
16 |
— |
0,6 |
|
— овощей, солений, вина, пива, напитков |
8 |
— |
1 |
|
— обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов |
16 |
— |
2 |
|
— прочих товаров |
16 |
|
0,5 |
|
7 |
Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) |
16 |
2 |
2 |
8 |
Гладильные |
16 |
По расчету |
|
9 |
Камеры для мусора (неотапливаемые) |
— |
— |
1 |
10 |
Помещения для механизированного прессования бумажных отходов |
16 |
— |
1,5 |
11 |
Помещения для хранения: |
|
|
|
|
— упаковочных материалов и инвентаря |
16 |
— |
1 |
|
— контейнеров обменного фонда |
— |
— |
1 |
|
— тары |
8 |
— |
1 |
|
— уборочного инвентаря, моющих средств |
16 |
— |
1,5 |
12 |
Бельевая |
18 |
— |
0,5 |
13 |
Мастерские лаборатории |
18 |
2 |
3 |
14 |
Охлаждаемые камеры для содержания: |
|
|
|
— мяса, полуфабрикатов, гастрономии |
0 |
— |
— |
|
— рыбы |
—2 |
— |
— |
|
— овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков |
4 |
4 |
4 |
|
— мороженного, пельменей |
—15 |
— |
— |
|
— пищевых отходов |
2 |
— |
10 |
|
15 |
Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением |
5 |
По расчету |
|
16 |
Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением |
5 |
2 |
3 |
17 |
Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещения охраны, опорный пункт АСУ |
18 |
— |
1 |
18 |
Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи |
16 |
— |
1 |
19 |
Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала |
16 |
— |
50 м3/ч на унитаз |
20 |
Душевые |
25 |
— |
5 |
21 |
Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) |
20 |
— |
60 м3/ч на чел. |
22 |
Помещения приема и выдачи заказов |
16 |
— |
|
Здравствуйте.
Интересная статья. Хотелосы бы узнать стоимость всего описанного оборудования для супермаркета с торговой площадью от 20.000 кв.м. и дополнительно спомогательные помещения и склад. В общих чертах около 25-27.000 кв.м.
Если можно, прислать ответ на указанный и-мейл.
С уважением.
Так сразу и не ответить на этот вопрос! требуется сначала спроектировать,в зависимости от типа и назначения помещений, подобрать оборудование, оформить сметную стоимость, а там уже будет видна реальная цифра. могу предварительно сказать: 1) 1 чиллер обойдется в 55000 долларов (необходимо 4 штуки)2) воздуховоды, решетки, изоляции, автоматика это даже и представить сложно. нужен проект, а там уже будут реальные цифры
Интересный у вас расчет получается.
LН = 3000*20+200*60 =72000м3/ч
3000 чел= 17000м2/5,6чел/м2, хотя по вашей статье должно быть на выбор 5 или 6.
А не могли бы пояснить, как появилась цифра 200?
я так понимаю, это работники касс и работники залов
по кассам 17000/100м2/накассу= 170 чел
а как остальных 30 человек считали?
Если не затруднит, на почту ответьте, как прокомментировали мое сообщение
Площадь торгового зала: F=240м*72м=17280м2
Площадь кассовой зоны: F=240м*12м=2880м2
Суммарная площадь: F=20160м2
Покупателей, которые ходят в торговом зале, условно были приняты по техническому заданию 3000 человек (по расчетам, если делим на 6 = 2880, если делим на 5 = 3456)
Рабочий персонал по суммарной площади: 20160/100 = 202 человека, округлил до 200
Вот такая вот арифметика.