Должна проектироваться в соответствии с СНиП 2.04.0591 *2003 r., СНиП 2.01.0285*, ВСН 0189, MГCH 5.01.01 2001 и ОНТП-0191 без ограничения срока действия.
Надземные автостоянки могут проектироваться до 9 этажей, подземные не более 5 подземных этажей.
При размещении автостоянок под жилыми зданиями жилые помещения должны быть разделены нежилым этажом от места хранения автомобилей.
Над местом въезда автомобилей устраивается козырек по ширине проезда и выл том не менее 1 м.
Воздухообмен в гаражах-стоянках личного (индивидуального) транспорта определяется расчетом при усредненном количестве въездов и выездов в течение 1 ч соответственно равном 2 и 8 % от общего количества машиномест. ПДК оксида углерода (СО) принимать 20 мг/м3 . Воздухообмен не должен быть ниже 150 м3/ч на машиноместо (п. 2.1 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей»), а кратность воздухообмена в помещении стоянки не ниже 2 ч-1 (п. 4.58 СНиП 2.04.0591 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» М.: Госстрой России, 2003. 64 с.).
Воздухообмен в гаражах-стоянках при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количества въездов и выездов.
Режимы содержания автомобилей в стоянках
Показатели |
Автостоянки |
|||
Постоянного хранения |
Кратковременного хранения |
|||
ГСК |
под жилыми домами |
при офисах |
общего назначения |
|
Общее кол-во выездов в час пик в % от кол-ва машиномест в теплый период |
20 |
35 |
40 |
25 |
То же, одновременных въездов |
4 |
— |
10 |
15 |
Общее кол-во выездов в час пик в % от кол-ва машиномест в холодный период (tН?00С) |
10 |
30 |
35 |
20 |
То же, одновременных въездов |
2 |
— |
8 |
12 |
Продолжительность пикового возвращения (выпуска) автомобилей в течение суток, ч
Кол-во машиномест |
Легковых автомобилей |
Ведомственный транспорт |
До 50 |
2,0 |
1,0 |
Свыше 50 до 100 |
3,0 |
1,5 |
Свыше 100 до 200 |
3.5 |
2,0 |
Свыше 200 до 300 |
4,0 |
2,2 |
Свыше 300 до 400 |
4,2 |
2,5 |
Свыше 400 до 600 |
4,5 |
3,0 |
Концентрацию окиси углерода (СО) следует принимать из условия пребывания людей в гараже не более 1 ч (п. 2.2 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей»). В этом случае ПДК = 50 мг/м3.
Содержание окиси углерода в наружном воздухе обычно принимается: Мсо = 5 мг/м3.
Для расчета вредных выделений следует знать деление автомобилей по классу.
Класс |
Рабочий объем двигателя |
Особо малого класса |
до 1,2 л включительно |
Малого класса |
свыше 1,2 л до 1,8 л |
Среднего класса |
свыше 1,8 до 3,5 л |
Удаление воздуха из автостоянок выполняется отдельными вытяжными системами по каждому этажу, равномерно из верхней и нижней зоны. Нижняя решетка располагается на 200 мм выше бортоотбойника.
Особые требования предъявляются к вытяжным вентиляционным шахтам:
Для автостоянок до 100 машиномест, шахты располагаются не ближе 15 м от много квартирных жилых домов, детских дошкольных, лечебных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов.
Высота вытяжной шахты не менее 2 м над уровнем земли.
Для автостоянок более 100 машиномест помимо предыдущих условий, высота шахты определяется расчетом рассеивания вредных выбросов в атмосферу и уровнем шума на территории.
В случае прокладки вентиляционной шахты через помещения этажей воздуховоды, из которых изготовлена шахта должны, быть плотными (марка П), а вытяжной вентилятор желательно установить на крыше, что обеспечит разряжение в шахте.
Приточные системы вентиляции должны предусматривать подачу воздуха компактными струями вдоль проездов в рабочую зону; подача притока рекомендуется в размере 80 % от объема вытяжной вентиляции.
Температура рабочей зоны автостоянки обычно, если нет специальных требований заказчика, принимается tВ = 50С.
Отопление стоянок либо водяное, с установкой отопительных приборов в торцах проездов, либо воздушное, совмещенное с вентиляцией. Воздушное отопление предусматривает перегрев наружного воздуха при работе в дневное время и переход на полную ре циркуляцию в ночное время.
При числе машиномест более 25 следует предусмотреть установку резервного приточного и вытяжного вентиляторов.
Количество вредных веществ, выделяющихся в воздух помещения стоянки, определяется по формуле:
Мi — масса выброса i-гo загрязняющего вещества, г/c;
qi — удельный выброс загрязняющего вещества, г/км;
L — условный пробег одного автомобиля за цикл въезда или выезда по стоянке, км;
АЭ - эксплуатационное количество автомобилей на стоянке, шт;
Кс — коэффициент, учитывающий скорость автомобиля;
tВ - принимать 1 час.
Удельные выбросы вредных веществ автомобилем на период с 2000г., q, г/км
Автомобили легковые |
СО |
СН |
NOX |
Очень малого и малого класса |
17,2 |
1,4 |
0.55 |
Среднего класса |
20,8 |
1,3 |
0,63 |
Условный пробег легкового автомобиля за цикл (въезд или выезд)
Вид стоянки |
Условный пробег L, км |
|
въезд |
выезд |
|
Открытая стоянка с подогревом |
0,3 |
0,8 |
Теплая закрытая стоянка манежная |
0,25 |
0,7 |
Теплая закрытая стоянка боксовая |
0,1 |
0,5 |
Коэффициент влияния режима скорости и способа хранения на количество вредностей
Способ хранения и режим движения |
Коэффициент К |
||
СО |
СН |
NOX |
|
Открытая стоянка с подогревом и скоростью движения 10 км/ч |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
То же, без подогрева tВ < 00С |
2,0 |
1,6 |
1,0 |
Закрытая стоянка и скорость движения 5 кам/ч |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
Расчет воздухообмена ведется по формуле:
L = Mi / (УПДК – УН) , м3/ч
Mi - рассчитываемая вредность, мг/ч;
Упдк, Ун – ПДК вредности и ее количество в наружном воздухе, мг/м3 .
Пример.
Расчет мощности вытяжной и приточной систем для вентиляции подземного одноэтажного гаража для индивидуального транспорта под жилым домом на 25 машиномест.
Исходные данные:
Площадь автостоянки: F = 650 м2
Высота помещения: Н = 2,5 м
Автомобили легкого класса: 10 шт
Автомобили среднего класса: 15 шт
Место строительства: r. Москва
ХП tН = -260С, tВ = 50С
ПДК СО = 20 мг/м3; ПДК СН = 300 мг/м3; ПДК NOx = 5 мг/м3 (ГОСТ 12.1. 005.88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. М.: Издательство стандартов, 1998. 76 с.)
Тепловые потери: Qтп = 3800 Вт при tВ = 50С
Расчет по вредным выделениям:
По СО:
МСО = 10-3 [(17,2*0, 7* 10*1,4)*0,08+(20,8*0,7*15*1,4)*0,08+
+(17,2*0,25*10*1,4)*0,02+(20,8*0,25*15*1,4)*0,02]/1/3,6 = 0,0115 г/с
LСО = (0,0115*3600*1000) / (20-5) = 2760 м3/ч
По СН:
МСН = 10-3 [ (1,4 *0,7* 10*1,2)*0,08+(1,3*0,7*15*1,2)*0,08+
+(1,4 *0,25*10*1,2)*0,02+(1,3*0,25*15*1 ,2)*0,02]/1/3,6 = 0,00068 г/с
LСО = (0,00068 * 3600 * 1000) / 300 = 8,2 м3/ч
По NOX:
MNOx = 10-3 [(0,55*0,7*10*1)*0,08+(0,63*0,7*15*1)*0,08+
+(0,55*0,25*10*1)*0,02+(0,63*0,25*15*1)*0,02]/1/3,6 = 0,000253 г/с
LСО = (0,000253*3600*1000) / 5 = 182 м3/ч
Так как все вредности разнонаправленного действия, то воздухообмен принимается по большей из них, Т.е. по СО.
В соответствии с п. 2.1 МГСН 5.0101 2001 r. «Стояки легковых автомобилей», на каждое машиноместо должно приходиться не менее 150 м3/ч
L = 25*150 = 3750, м3/ч
Проверяем воздухообмен на кратность:
К = L /(F*H) = 3750 / (650*2,5) = 2,3 >2
Принимаем:
Вытяжная система LВ = 3750 м3/ч
Две ветви по продольным стенам гаража и опусками (L = 150 м3/ч, D = 125 мм, V = 3,4 м/с) по одному на 2 автомашины.
Приточная система: LП = 0,8*LВ = 0,8*3750 = 3000 м3/ч
Тепловая мощность калорифера: QК = Qтп = 3800 Вт
Температура подогрева воздуха при полной рециркуляции:
tП = tВ + ((Q*3,6)/(p*L*C)) = 5 + ((3800*3,6)/(1,2*3000*1,005)) = 8,80С
р = 1,24 кг/м3 — плотность воздуха;
С = 1,005 кДж/кг 0С — удельная теплоемкость.
Наиболее энергоэффективным будет использование для организации воздухообмена подземной автостоянки мембранного рекуператора, как например AirLASKA R-5000S
Все расписано достаточно понятно, единственное сколько ни смотрел так и не понял что за цифры 0,08 и 0,02 в расчете по вредным выделениям, в формуле их нет и нет их в ОНТП.
К вентиляции автостоянок нужно относиться очень внимательно и серьезно. Для того чтобы больше обеспечить людей которые там находиться недостаточно просто контролировать количество въездов и выездов, потому что кто то просто может завести машину и сидеть в ней. В таком случае выхлопные газы очень быстро наберутся в помещение, а вентиляция на это может своевременно не отреагировать. Для этого очень важно чтобы по всему периметру помещения были размещены датчики которые будут реагировать на скопление выхлопных газов.
Цифры 0,08 и 0,02 в расчете соответственно 2 и 8 % от количества машиномест для въездов и выездов, насколько я понял. «Воздухообмен в гаражах-стоянках личного (индивидуального) транспорта определяется расчетом при усредненном количестве въездов и выездов в течение 1 ч соответственно равном 2 и 8 % от общего количества машиномест.»