Вентилятор предназначен для перемещения воздуха по заданной сети (вентиляционной системе), и его, соответственно, подбирают под эту сеть. Однако на практике невозможно точно посчитать аэродинамическое сопротивление сети и сложно подобрать вентилятор точно под заданную сеть. Поэтому когда сеть уже построена и вентилятор установлен на место, его необходимо вывести на режим заданной производительности. Иногда требуется, чтобы вентилятор в сети работал на нескольких режимах по производительности или плавно (возможно, ступенчато) менял производительность в зависимости от проявленных условий. Это задачи регулирования производительности вентилятора в сети без его остановки. Возможно также ступенчатое изменение характеристики вентилятора в неработающем состоянии, например, заменой колеса или шкивов, удлинением лопаток и т.д. Далее будет рассмотрено только регулирование производительности вентилятора во время его работы.
Наиболее распространенными методами регулирования вентиляторов общего назначения являются:
• дросселирование;
• регулирование входным направляющим аппаратом (ВНА);
• регулирование частотой вращения рабочего колеса.
Существуют также и другие способы регулирования радиальных вентиляторов, например изменение ширины (передвижные диски), изменение ширины входа потока в колесо (вдвигаемый в колесо входной патрубок) и т.д. Эти способы не рассматриваются, т. к. они конструктивно не реализованы в вентиляторах общего назначения.
1. Дросселирование
Дросселирование означает, что аэродинамическое сопротивление сети сознательно увеличивают, вводя некоторое местное сопротивление перед или за вентилятором: это могут быть клапан с регулируемыми створками (с ручным или электрическим приводом), одна или несколько достаточно густых сеток поперек сечения канала или просто щит, частично перекрывающий проходное сечение канала. Строго говоря, дросселирование является устройством, изменяющим сопротивление сети, а не аэродинамическую характеристику вентилятора.
2. Регулирование входным направляющим аппаратом
Типичный входной (осевой) направляющий аппарат, устанавливаемый непосредственно на входе в вентилятор. Это отрезок цилиндрического канала с проходным сечением, соответствующим размерам входного отверстия радиального вентилятора, внутри которого установлены поворотные лопатки в виде секторов круга одинакового размера. Все лопатки связаны между собой таким образом, что от внешнего привода могут одновременно поворачиваться вокруг радиальной оси на одинаковый угол от осевого направления канала. Таким образом, обеспечивается закрутка потока перед рабочим колесом, что приводит к изменению напорных характеристик вентилятора.
3. Регулирование частотой вращения рабочего колеса
Изменение частоты вращения колеса может быть осуществлено различными способами: электродвигателями с регулируемой частотой вращения (индукторные, двух- и трехскоростные электродвигатели), специальными преобразователями (гидромуфтами), частотным приводом. Частотный привод представляет собой электронное устройство, позволяющее с высокой эффективностью управлять частотой и напряжением питающей вентилятор электрической сети. Таким образом, осуществляется управление частотой вращения рабочего колеса вентилятора и, соответственно, его аэродинамической характеристикой.
Самым оптимальным является регулирование с помощью частотного привода, которое позволяет как понижать частоту вращения вентилятора, так и повышать ее (при достаточной установочной мощности двигателя и соблюдении условий прочности рабочего колеса).
В заключение отметим, что за рубежом уже активно серийно производятся так называемые индукторные приводы. Это, по сути, синхронный частотный привод, который состоит из электронного преобразователя сетевого трехфазного (или однофазного) тока в трехфазный (или однофазный) импульсный ток с регулируемыми частотой и напряжением. Обратная связь с вращающегося ротора позволяет управлять частотой вращения. Эти приводы отличаются высокой экономичностью, существенно меньшей массой самого двигателя, позволяют использовать электронное управление режимом работы. Частота вращения может меняться от 1000 до 20000 об/мин и более (в пределах потребляемой мощности, естественно). В ряде вентиляторных применений у этих приводов большое будущее. В нашей стране они, к сожалению, пока не нашли широкого распространения.