Системы вентиляции и другие инженерные системы могут иметь большие размеры, а поэтому для транспортировки от места изготовления на объект и для возможности их перемещения при монтаже на объекте они должны делиться на части (детали).
Сети металлических воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования воздуха монтируются на объектах из унифицированных деталей, изготовленных в заводских условиях. Завод металлоконструкций изготавливает детали, позволяющие существенно сократить затраты труда в процессе производства монтажных работ, а также улучшить качество деталей и систем в целом по сравнению с ручным их производством на объекте.
Заказ и изготовление деталей воздуховодов производится обычно по монтажному проекту.
Исходными данными для разработки монтажного проекта служат рабочие чертежи марки ОВ:
— планы и разрезы зданий и отдельных помещений,
— аксонометрические схемы вентиляционных систем,
— чертежи венткамер.
На их основе разрабатываются монтажные схемы воздуховодов и комплектовочные ведомости деталей вентсистем — основные документы монтажных проектов.
Монтажные организации получают от заказчика (или генерального подрядчика) рабочие чертежи марки ОВ, разработанные согласно требованиям ГОСТа 21.602-79. Эти чертежи не содержат необходимых для оформления заказа на специализированные предприятия сведений о делении трассы воздуховодов на удобные для изготовления, перевозки и монтажа детали, а также данных об устройствах соединения деталей между собой и закрепления воздуховодов в монтажных положениях. Поэтому рабочие чертежи марки ОВ, разработанные проектными организациями, дорабатывают монтажники. Эта стадия разработки технической документации называется монтажным проектированием, а разработанные документы монтажным проектом.
Монтажные проекты (МП) разрабатываются монтажной организацией или по ее заказу специализированной фирмой. Монтажное проектирование может осуществляться с использованием рабочих чертежей (РЧ) марок ОВ и АР, выполненных проектной организацией, или по замерочным размерам и эскизам, сделанными монтажниками с натуры. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки.
Схемы, выполненные опытным замерщиком по замерам с натуры, обычно более точно, чем схемы, сделанные по чертежам, соответствуют действительным строительным размерам, а поэтому при выполнении монтажа из заготовок по замерочным эскизам с натуры не требуется дополнительной подгонки или переделка воздуховодов. В результате уменьшаются трудозатраты при монтаже, сокращается расход металла. Однако замеры с натуры строящихся объектов могут производиться лишь после окончания соответствующих строительных работ (как правило, при готовности объекта под монтаж) при строительстве новых зданий, а также в тех зданиях, где производится реконструкция. Зависимость работ по составлению МП от строительной готовности вновь возводимых зданий, а производство заготовок, в конечном итоге, от наличия монтажных схем, с помощью которых оформляется заказ на завод, влияет на сроки окончания заготовительных работ, а также на сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Кроме того, при этом способе может нарушиться ритмичность работы заготовительных предприятий.
МП преимущественно выполняются без замеров с натуры — по замерам на рабочих чертежах. Необходимые размеры определяются по строительным чертежам зданий и рабочим чертежам систем с учетом рекомендуемых монтажных положений воздуховодов и других (как правило, унифицированных) элементов систем, приведенных в справочниках и строительных нормах по монтажу СВ и СКВ. Разработка МП по этому методу требует тщательного выполнения рабочих чертежей, а также хорошего качества строительных работ.
Работы, связанные с выполнением МП по чертежам и изготовлением унифицированных деталей систем на вводах монтажных заготовок, не зависят от строительной готовности объекта, а зависят от готовности рабочего проекта и поэтому могут быть выполнены заранее, в удобное время на основе заранее разработанных чертежей или эскизов унифицированных блоков, узлов и деталей, а также без них. На изготовление МП без использования унифицированных заготовок затрачивается много времени, так как в этом случае нужно детально разрабатывать эскиз на каждое изделие. Если же МП выполняется с помощью чертежей унифицированных блоков, узлов и стандартных деталей, то резко сокращается время, необходимое на монтажное проектирование, так как большую часть заготовок разрабатывать не нужно, они уже разработаны и содержатся в соответствующих альбомах унифицированных деталей. Разработчику МП достаточно выбрать из альбома нужные заготовки и включить их в соответствующие комплектовочные ведомости. Такой способ монтажного проектирования предпочтителен, а поэтому рекомендуется для разработчиков МП.
Таким образом, монтажное проектирование СВ и СКВ на основе рабочих чертежей и унифицированных деталей имеет следующие достоинства:
— сокращается время на разработку МП;
— создаются условия для совершенствования технологических процессов на ЗМЗ, внедрения на заводах комплексной механизации и автоматизации производства заготовок, использования современного технологического оборудования, улучшения качества изделий, снижения их стоимости, перехода на обезличенную централизованную заготовку блоков, узлов и деталей, следовательно, и на ритмичную работу заготовительных предприятий в течение всего года;
— сокращаются сроки строительства в целом и сдачи объекта в эксплуатацию.
Системы монтируются из агрегатов, блоков, узлов и деталей, которые можно назвать обобщенно сборочными единицами, а узлы и детали — еще и заготовками.
Сети воздуховодов компонуются из следующих деталей: прямых участков, узлов ответвлений (врезок в прямые участки или тройников, крестовин), отводов, полуотводов, переходов и заглушек.
Узлы ответвлений, отводы, полуотводы и переходы называют обобщенно фасонными частями. К фасонным частям относятся еще и утки. Утку можно собрать из двух полуотводов или прямого участка и двух полуотводов. Разработаны нормали на прямые участки и фасонные части воздуховодов круглого и прямоугольного сечений СВ и СКВ. Нормалями и СНпП 2.04.05-91* установлены основные размеры сечений воздуховодов круглого и прямоугольного сечений. Там же содержатся указания по выбору толщины стали для воздуховодов в зависимости от размера их сечений. Установлены также рекомендуемые длины прямых участков воздуховодов.
МП используются не только для составления заявки на изготовление деталей, но и для комплектации систем на месте монтажа и определения по маркировке на детали и номеру детали на монтажной схеме ее места в системе.