До недавнего времени российскими предприятиями не производись канальные радиальные вентиляторы или вентиляторы со свободно вращающимся колесом, поэтому в системах вентиляции и кондиционирования воздуха применялись в основном вентиляторы в спиральном корпусе, осевые вентиляторы и крайне редко диаметральные.
В настоящее время канальные радиальные вентиляторы получили достаточно широкое распространение в России. Такого типа вентиляторы изначально не были самостоятельными вентиляционными устройствами, а использовались преимущественно как вентиляторы-доводчики, встраиваемые в вентиляционные системы. Поэтому и корпуса вентиляторов имеют в основном присоединительные фланцы под стандартные сечения круглых и прямоугольных воздуховодов. Исключение составляют вентиляторы с квадратным корпусом, которые появились позднее, чем вентиляторы в круглых и прямоугольных корпусах. Они предназначены для использования не только в качестве вентиляторов-доводчиков, но и во всевозможных вентиляционных установках.
В 1998 г. предприятие ООО «ИННОВЕНТ» первым в России начало разработку универсального канального радиального вентилятора со свободно вращающимся колесом, который получил название ВК11, а с 1999 г. освоило выпуск оборудования, созданного на базе этого вентилятора. Конструкция первого российского канального вентилятора ВК11 была разработана в результате детального и критического анализа аэродинамических характеристик и конструктивных особенностей канальных вентиляторов, о которых говорилось в предыдущем разделе, а также в результате теоретической проработки и детальных экспериментальных исследований. В представленной выше классификации указанный вентилятор относится к группе прямоточных канальных вентиляторов с квадратным корпусом (1.2.B.R). Права на него были защищены несколькими патентами Российской Федерации.
Вентилятор ВК11 предназначался для встраивания в сеть воздуховодов и для замены радиальных вентиляторов со спиральным корпусом (как самостоятельный вентилятор), а также в качестве базового элемента для построения различных установок. С момента выпуска вентилятора ВК11 продолжаются исследования, связанные с улучшением и расширением его технических характеристик и потребительских свойств. В июне 2005 г. предприятие приступило к выпуску на его основе вентиляторов УНИВЕНТ, которые отличаются расширенным диапазоном аэродинамических параметров, меньшим шумом, улучшенным дизайном. Канальный вентилятор УНИВЕНТ вошел как базовый элемент в конструкции приточных установок (кондиционеров) АПК-ИННОВЕНТ, тепловых завес ТЗК-ИННОВЕНТ, крышных вентиляторов ВКР-ИННОВЕНТ, отопительных агрегатов УНИТЕРМ.
В настоящий момент несколько российских предприятий начали выпуск канальных прямоточных вентиляторов с квадратными и прямоугольными корпусами, выполненных по прямоточной схеме. Также ряд российских и иностранных компаний приступили к производству приточных установок с использованием свободно вращающихся колес. Все это подтверждает перспективность данного типа оборудования.
Поскольку канальный вентилятор УНИВЕНТ является типичным представителем канальных вентиляторов с квадратными и прямоугольными корпусами или вентиляторов со свободным рабочим колесом, рассмотрим на его примере некоторые особенности таких вентиляторов.
Канальный вентилятор серии УНИВЕНТ имеет свободно вращающееся рабочее колесо с загнутыми назад лопатками, квадратный (в общем случае прямоугольный) в поперечном сечении корпус. Особенностью канальных вентиляторов с квадратным корпусом является возможность организации выхода потока воздуха в любую сторону или в несколько сторон одновременно и, в частности, под углом 90°, что позволяет использовать их вместо вентиляторов со спиральным корпусом.
Канальные радиальные вентиляторы с квадратными (прямоугольными) корпусами могут быть с круглыми, квадратными или прямоугольными воздуховодами. Поперечное сечение воздуховодов должно обеспечивать среднерасходные скорости воздуха не более 7—8 м/с. В противном случае растут аэродинамические потери в воздуховодах (которые пропорциональны V 2ВОЗД) и увеличивается аэродинамический шум, возникающий при движении воздуха в каналах и особенно в фасонных элементах (звуковая мощность пропорциональна примерно V 4ВОЗД — V 5ВОЗД). Для снижения аэродинамических потерь переходы перед и за вентилятором должны быть выполнены в соответствии с типовыми рекомендациями для вентиляторов.
Почему в статье об УНИВЕНТ Вы используете фото совсем другого вентилятора?
Было лишь такое фото и лишь в качестве примера. Если у Вас, есть предложение для другого фото, то я с удовольствием его размещю