Осевые вентиляторы имеют, как правило, осевое рабочее колесо в цилиндрическом корпусе (в плоских вентиляторах цилиндрический корпус может быть вырожден до узкого кольца). Колесо может крепиться непосредственно на валу электродвигателя либо на подшипниковом узле, в обоих случаях оно установлено на стойках внутри цилиндрического корпуса.
Если используется подшипниковый узел, то электродвигатель размещается снаружи корпуса и вращение на колесо передается через шкиво-ременную передачу. Спектр шума определяется обтеканием вращающихся лопаток и их взаимодействием с неподвижными стойками крепления электродвигателя или входным направляющим (или спрямляющим) аппаратом и содержит хорошо выраженные дискретные составляющие на лопаточной частоте
fЛ = n*z / 60
(где n — частота вращения, об/мин; z — число лопаток рабочего колеса) и ее гармониках.
Если отрывов в колесе нет, то низкие частоты в спектре выражены слабо.
Необходимо различать два типа осевых вентиляторов:
• традиционного исполнения, периферийная часть лопаток которого находится целиком внутри цилиндрического корпуса вентилятора;
• малошумные вентиляторы с лопатками, периферийная часть которых выступает за пределы цилиндрического корпуса.
Вентиляторы первой группы — это традиционные общепромышленные вентиляторы с плоским или цилиндрическим корпусом, которые могут использоваться как в воздуховодах на всасывании, так и в настенном варианте. Эти вентиляторы в большинстве случаев имеют лопатки с осью совмещения профилей, расположенной в радиальном направлении. Существуют вентиляторы с лопатками с «заваленной» по направлению вращения осью совмещения профилей — такое искривление оси дает некоторое снижение шума вентилятора. Лопатки данного типа используются в осевых вентиляторах с плоским корпусом, хотя есть и исключения, например струйные вентиляторы Axijet—Jetfoils (Flakt Woods). Вентиляторы традиционного исполнения, как правило, имеют лопатки, сужающиеся к периферии, или лопатки с постоянной хордой.
Вентиляторы же второй группы разработаны специально для уменьшения шума и используются в основном с сетью на всасывании. Лопатки такого типа вентиляторов имеют увеличивающуюся хорду к периферии и характерные вытянутые носики («клювы», которые выступают за пределы цилиндрической обечайки). В основном это вентиляторы наружных блоков воздушного охлаждения кондиционеров или настольные/напольные бытовые вентиляторы.
В спектре звукового давления малошумного вентилятора отсутствуют ярко выраженные пики на лопаточных частотах, что приводит к некоторому уменьшению шума. Однако при установке такого рабочего колеса в цилиндрический корпус появляются ярко выраженные пики на лопаточных частотах, поэтому они не используются в системах с сетью на всасывании. В качестве примера можно привести неудачный в акустическом отношении общепромышленный вентилятор с цилиндрическим корпусом Аксипал (FTDA) с лопатками такого типа.
Рассмотрим, как некоторые конструктивные элементы влияют на акустические свойства общепромышленных вентиляторов.
Как уже было отмечено, звуковая мощность вентилятора в логарифмическом виде описывается формулой:
LW = LE + 60lgu2+20lgD
где LE — суммарный отвлеченный уровень звуковой мощности — константа для данного типа вентиляторов. Из этого выражения следует, что звуковая мощность конкретного типа вентилятора возрастает с увеличением диаметра рабочего колеса и в большей мере увеличивается с ростом окружной скорости колеса.
Однако вентиляторы могут быть спроектированы на одни и те же давление и производительность (при этом потреблять приблизительно одинаковую мощность), но на различную частоту вращения. В данном случае могут быть получены существенно различные результаты по излучаемому шуму. Опыт авторов в разработке мало шумного осевого вентилятора для фирмы Carrier (США) показал следующее: два вентилятора, рассчитанных на одинаковые параметры, но с частотой вращения, отличающейся в 1,1 раза, в условиях реальной установки имели одинаковую звуковую мощность на стороне нагнетания. Наиболее вероятное объяснение этому — вентилятор с меньшей частотой вращения имел более аэродинамически нагруженные лопатки колеса, что привело к более высоким уровням шума.
Как в радиальных, так и в осевых вентиляторах минимум шума имеет место на расчетном режиме (режиме максимального КПД вентилятора), а распределение звуковой мощности по частоте схоже с распределением для радиальных вентиляторов.
На уровень шума осевых вентиляторов влияют следующие факторы:
• наличие или отсутствие входного направляющего аппарата (аэродинамическая схема вентилятора);
• расстояние между В НА и лопатками колеса;
• при установке двигателя перед колесом — расстояние между стойками крепления электродвигателя и лопатками колеса;
• наличие защитной сетки на входе/выходе;
• соотношение чисел лопаток входного и/или спрямляющего аппарата и колеса;
• расстояние между лопаточными венцами.
При выборе осевых вентиляторов необходимо внимательно изучить их акустические характеристики.