Аэродинамические характеристики вентиляторов определяются на специальных стендах согласно ГОСТ 10921—90 «Вентиляторы радиальные и осевые» (зарубежный аналог — ISO 5801 «Industrial fans. Performance testing using standardized airways»).
В этих документах строго регламентированы геометрические параметры стендов, обеспечивающие определенные условия входа (равномерный профиль скорости и отсутствие закрутки) в вентилятор и выхода потока из него, а также положение измерительных сечений и процедура обработки параметров.
Существуют четыре основных типа стендов, конфигурация которых соответствует различному расположению вентилятора в сети. Не вникая в подробности необходимо иметь в виду, что аэродинамические характеристики одного и того же вентилятора, полученные на различных стендах, могут незначительно отличаться друг от друга. Стенд для испытаний является сетью для вентилятора. Процедура же определения аэродинамических характеристик вентилятора состоит в измерении производительности вентилятора при различном сопротивлении сети, при этом полное давление вентилятора равно аэродинамическому сопротивлению сети плюс динамическое давление на выходе из стенда (вентилятора).
Аэродинамические характеристики вентилятора обычно включают в себя:
• кривую полного давления PV(L);
• кривую мощности N(L) или полного КПД вентилятора ?(L);
• кривую (либо шкалу) динамического давления вентилятора PdV (L) или кривую статического давления вентилятора PSV(L).
Если приведена кривая полного давления PV(L), а статического не приведена, то статическое давление вентилятора находится по формуле PSV = PV – PdV. В ряде случаев приводится только кривая статического давления вентилятора, например у канальных вентиляторов в квадратных или прямоугольных корпусах, крышных радиальных вентиляторов. В этом случае полное давление близко к статическому давлению и за полное можно принимать статическое давление.
При подборе вентилятора необходимо руководствоваться следующим: зона рабочих режимов вентилятора должна находиться в зоне максимальной эффективности вентилятора и быть за пределами срывного режима вентилятора.
Существуют три основных вида аэродинамических характеристик вентиляторов (см. рисунок):
• ниспадающая кривая полного давления (рис. а);
• кривая полного давления с обратным склоном (рис. 6);
• кривая полного давления с разрывом характеристики (рис. в).
В соответствии с ГОСТ 10616—90 рабочая зона аэродинамической характеристики вентилятора должна быть ограничена диапазоном производительностей, в котором полный КПД вентилятора составляет не менее 0,9 от максимального КПД (рис. а). Именно в таком виде приведены аэродинамические характеристики вентиляторов в каталогах большинства производителей. Однако в этом случае теряются режимы максимальной производительности, при которых возможна работа вентилятора, хотя и с несколько меньшей эффективностью.
В каталогах некоторых зарубежных, а в последнее время и отечественных производителей приводится кривая полного давления PV(L) от режима L = 0 до режима максимальной производительности Lmax(pSV = 0). Если не приведены ни кривая мощности N(L), ни кривая полного (статического) КПД ?(L), то выбрать рабочую зону крайне затруднительно. В этом случае для оценки можно принимать, что режим максимального полного КПД имеет место примерно на 2/3 максимальной производительности вентилятора LМАХ. Следует избегать выбора рабочего режима на возрастающем участке кривой полного давления левее точки А (рис. 6) и левее срывного режима (точка А на рис. в), т. к. при определенных условиях могут возникнуть срывные режимы вентилятора, помпаж, вибрации и даже постепенное разрушение конструкции. С целью обеспечения некоторого запаса до срыва область рабочих режимов в обоих случаях должна быть ограничена слева точкой А‘, которая образуется пересечением параболы сети рс = pvmax(L/LMAX)2/kC c характеристикой вентилятора. Коэффициент запаса kC можно принимать равным 1,2—1,5 (большие значения, если срыв оказывает большее силовое воздействие на конструкцию вентилятора).
При подборе вентиляторов по аэродинамическим характеристикам, приведенным в каталогах, необходимо обращать внимание на следующее:
• является ли указанная в характеристиках мощность потребляемой вентилятором или же это мощность, потребляемая электродвигателем вентилятора из сети;
• имеет ли электродвигатель, комплектующий вентилятор, запас мощности на пусковые токи, низкие температуры перемещаемой среды.
Эти параметры определяют эффективность вентилятора, его аэродинамические характеристики и работоспособность электродвигателя при низких температурах перемещаемого воздуха. Например, если электродвигатель не имеет запаса мощности (канальные вентиляторы с внешним ротором), прямой пересчет давления на пониженную температуру может не дать ожидаемых результатов, т. к. из-за увеличения потребляемой мощности электродвигатель может «сбросить» обороты.
При анализе аэродинамических характеристик осевых вентиляторов необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. В отечественной практике в ряде случаев, например, когда электродвигатель расположен перед колесом, а втулка колеса выходит за пределы корпуса в осевом направлении, динамическое давление подсчитывается по скорости выхода потока, определенной по ометаемой лопатками площади (полная площадь, вычисленная по диаметру колеса, за исключением площади, занимаемой втулкой колеса).
В зарубежных каталогах динамическое давление осевых вентиляторов определяется по полной площади, т. е. по площади ометаемой колесом. Разница в статических давлениях, установленных по этим методам, начинает заметно сказываться при относительном диаметре втулки v > 0,4 (отношение диаметра втулки к диаметру вентилятора). Если не учитывать этого обстоятельства, то подобранный вентилятор может не дать ожидаемый расхода в данной сети.
Да, вот, к сожалению, проблема: нежелательно эксплуатировать вентилятор левее точки А. Имею в виду — вентилятор центробежного, радиального или осевого типа. Хотя, иногда бывает необходимость (когда расход воздуха переменный — в широких пределах). В подобных случаях приходится использовать такие средства, как жиклеры, магистрали перепуска и др. Тогда сохраняется эффективность наддува. Однако, снижается КПД и, как следствие, расходы на электроэнергию.