Канальные вентиляторы, имеющие двигатели с внешним ротором. Электродвигатели с внешним ротором устанавливаются непосредственно внутри рабочих колес вентиляторов. Загромождение проточной части приводит к существенным потерям аэродинамических характеристик вентилятора, и для их минимизации используют электродвигатели с минимально возможными габаритами и, следовательно, мощностью.
Это приводит к тому, что большинство электродвигателей, работающих при номинальной мощности (указанной на этикетке/шильдике), имеют большое скольжение, т.е. их частота вращения может быть существенно меньше соответствую шей синхронной частоты.
Рассмотрим, как изменяется частота вращения электродвигателей с внешним ротором при изменении производительности, на примере канальных вентиляторов с прямоугольными корпусами, рабочие колеса которых имеют вперед загнутые лопатки. Обычно в качестве номинального параметра электродвигателя приводится максимальная полезная мощность, а частота вращения дается без указания режима работы вентилятора. На рисунке по оси ординат приведена относительная частота вращения s = n/nс (частота вращения, отнесенная к синхронной частоте), а по оси абсцисс — относительная мощность N = N/NS = 0,985 (мощность, потребляемая вентилятором из сети, отнесенная к мощности на режиме, близком к режиму заглушки вентилятора, при s = 0,985).
Наиболее быстро спадающие кривые соответствуют вентилятораv сильно перегруженными электродвигателями и крайне малыми значениями. КПД вентиляторов (очевидно, из-за загромождения проточной части): WRW40-20/20.4D и WRW50-30/25.6D. Как видно из рисунка электродвигатели сильно перегружены, т. к. относительная частота вращения S достигает 0,8, в то время как номинальное значение SНОМ (по паспорту вентилятора) составляет всего 0,93—0,95. Поэтому в каталогах приводят, как правило, реальные аэродинамические характеристики канальных вентиляторов с электродвигателями с внешним ротором для нормальных атмосферных условий, т. е. для температуры перекачиваемого воздуха 20 «С.
Что же будет с аэродинамической характеристикой такого вентилятора при повышении температуры воздуха или ее понижении, учитывая работу электродвигателя в условиях перегрузки на большинстве режимов работы вентилятора? Если температура перекачиваемого воздуха повышается, то пропорционально уменьшается ого плотность. При этом, с одной стороны, соответственно уменьшается потребляемая мощность вентилятора, необходимая для обеспечения заданной производительности, но, с другой стороны, ухудшается охлаждение двигателя более теплым проточным воздухом. Какой получится результат — непонятно. Например, не будет ли при теплом воздухе вентилятор периодически отключаться из-за перегрева электродвигателя?
Если температура перекачиваемого воздуха понижается, то увеличивается его плотность. При этом, с одной стороны, соответственно возрастает потребная мощность вентилятора, необходимая для обеспечения заданной производительности, но» с другой стороны» улучшается охлаждение двигателя более холодным проточным воздухом. Какой получится результат — тоже непонятно. Например, как будет запускаться вентилятор при холодном воздухе? Общепринятые формулы пересчета аэродинамических характеристик при фиксированной частоте вращения с абсолютной температуры Т1 на Т2: Р1 /Р2 = Т2 / Т1; N1 / N2 = Т2 / Т1 (где Р — давление вентилятора; N — потребляемая аэродинамическая мощность) — для таких канальных вентиляторов могут не выполняться, поскольку при изменении температуры могут непредсказуемым образом измениться обороты двигателя.
В ряде каталогов приводится максимальная температура перемещаемого воздуха—до 80 0С. К сожалению, мы не встречали информации производителей по влиянию температуры перекачиваемого воздуха на аэродинамические характеристики и работоспособность канальных вентиляторов с двигателями с внешним ротором, хотя для Отечественных производителей вентиляторов с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором (например, серии АИР) это обычная практика.