Вентиляция супермаркета

4
Просмотров: 5 763

Рассмотрим расчет системы вентиляции супермаркета. Схема супермаркета изображена на рисунке. Торговый зал площадью более 17000 м с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.

Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиации, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.

Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3—6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.

Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей пара­метры: tГ = 95 °С, tО = 70 °С.

Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице.

Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.

Тепло- и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин, как среди покупателей, так и среди работающего персонала принимается в размере 60 % от общего числа.

Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:

— 6м для магазинов мебели, музыкальных, аудио- , видео- , бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;

— 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.

В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:

— одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;

— одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.

Норматив подачи свежего воздуха: 20 м /ч на покупателя и 60 м /ч на работника магазина. Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:

tВ = 25 °С; ?В < 60%. Это параметры кондиционирования 2-го класса.

Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.

Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:

LН = 3000*20+200*60 =72000м3/ч.

Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6—8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24×24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздухово­дом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значительно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м /ч каждый.

Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. 15 шахт размером 1000×1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.

Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tB = 16 °С, наружной tH = — 26 С и удельной тепловой характеристике qУД = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами.

Тепловая мощность каждого из них должна быть: 726/30 = 24 кВт.

Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, т.е. забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз.

Температура перегрева воздуха составит:

tН = tВ + ((Q*3,6)/(c*GП)) = 16 + ((24000*3,6)/(1,005*2400*1,2)) = 46 0С

Это несколько выше допустимой в 45 С, следовательно, к системам воздушного топления следует подключить еще несколько агрегатов.

Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):

от покупателей при tB = 25 °С Следовательно: 3000*65 = 195000 Вт

от обслуживающего персонала при tB = 25 °С Следовательно: 200*70 =14000 Вт

от освещения при освещенности 400 лк; qУД = 30 Вт/м2 Следовательно: 518000 Вт

от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п) 63000 Вт

Итого: 790000 Вт

Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит:

790000/70= 11300 Вт

При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:

?t = ((QХ*3,6)/(с+GП)) = ((11300*3,6)/(1,005*2880)) = 14 0С

и с температурой притока:

tП = tВ — ?t = 25 -14 = 11 °С спускается вниз с высоты 6—8 метров.

Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.

В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей.

Расчетная температура воздуха и кратность воздухообмена в помещениях магазинов

Помещение

Расч. t воздуха для холодного периода, 0С

Кратность воздухообмена или кол-во воздуха удаляемого из помещения

приток

вытяжка

1

Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее:

продовольственных

16

1

непродовольственных

16

1

2

Торговые залы магазинов площадью более 400 м2

продовольственных

16

По расчету

непродовольственных

16

По расчету

3

Разрубочная

10

3

4

4

Разгрузочные помещения

10

По расчету

5

Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные

16

2

1

6

Кладовые (неохлаждаемые)

хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов

16

0,6

овощей, солений, вина, пива, напитков

8

1

обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов

16

2

прочих товаров

16

0,5

7

Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении)

16

2

2

8

Гладильные

16

По расчету

9

Камеры для мусора (неотапливаемые)

1

10

Помещения для механизированного прессования бумажных отходов

16

1,5

11

Помещения для хранения:

— упаковочных материалов и инвентаря

16

1

— контейнеров обменного фонда

1

— тары

8

1

— уборочного инвентаря, моющих средств

16

1,5

12

Бельевая

18

0,5

13

Мастерские лаборатории

18

2

3

14

Охлаждаемые камеры для содержания:

— мяса, полуфабрикатов, гастрономии

0

— рыбы

—2

— овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков

4

4

4

— мороженного, пельменей

—15

— пищевых отходов

2

10

15

Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением

5

По расчету

16

Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением

5

2

3

17

Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещения охраны, опорный пункт АСУ

18

1

18

Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи

16

1

19

Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала

16

50 м3/ч на унитаз

20

Душевые

25

5

21

Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах)

20

60 м3/ч на чел.

22

Помещения приема и выдачи заказов

16

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте.

    Интересная статья. Хотелосы бы узнать стоимость всего описанного оборудования для супермаркета с торговой площадью от 20.000 кв.м. и дополнительно спомогательные помещения и склад. В общих чертах около 25-27.000 кв.м.

    Если можно, прислать ответ на указанный и-мейл.

    С уважением.

  2. Так сразу и не ответить на этот вопрос! требуется сначала спроектировать,в зависимости от типа и назначения помещений, подобрать оборудование, оформить сметную стоимость, а там уже будет видна реальная цифра. могу предварительно сказать: 1) 1 чиллер обойдется в 55000 долларов (необходимо 4 штуки) 2) воздуховоды, решетки, изоляции, автоматика это даже и представить сложно. нужен проект, а там уже будут реальные цифры

  3. Интересный у вас расчет получается.

    LН = 3000*20+200*60 =72000м3/ч

    3000 чел= 17000м2/5,6чел/м2, хотя по вашей статье должно быть на выбор 5 или 6.

    А не могли бы пояснить, как появилась цифра 200?

    я так понимаю, это работники касс и работники залов

    по кассам 17000/100м2/накассу= 170 чел

    а как остальных 30 человек считали?

    Если не затруднит, на почту ответьте, как прокомментировали мое сообщение

  4. Площадь торгового зала: F=240м*72м=17280м2

    Площадь кассовой зоны: F=240м*12м=2880м2

    Суммарная площадь: F=20160м2

    Покупателей, которые ходят в торговом зале, условно были приняты по техническому заданию 3000 человек (по расчетам, если делим на 6 = 2880, если делим на 5 = 3456)

    Рабочий персонал по суммарной площади: 20160/100 = 202 человека, округлил до 200

    Вот такая вот арифметика.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите своё имя

*